Ребята из голландского блога Bar Weinig провели несколько часов c Джеймсом Холденом за игрой в "Угадай мелодию" , попутно беседуя с лидером Border Community о творчестве, музыке, диджеинге и шкафах, доверху забитых компакт-дисками. Интервью датируется мартом 2010 года, поэтому не удивляйтесь тому, что вы уже давно успели послушать Dj Kicks и новинки от Margot, о которых ниже пойдет речь. Поооехали!
Холодная зимняя ночь, самое
начало февраля. Мы находимся в номере отеля, где остановился босс Border
Community Джеймс Холден во время своего двухдневного визита в Нидерланды. Вчера
он выступил в амстердамском клубе Trouw и сейчас остается всего пара часов до
его диджей-сета в клубе Catwalk в Роттердаме. Наше оборудование - ноутбук,
стереосистема и тщательно подобранный набор аудиозаписей. Царит непринужденная
атмосфера, располагающая к свободной беседе о творчестве, вдохновении, клубной
сцене, делах лейбла Border Community, его новичках и том, почему каждый должен
увидеть выступление Lucky Dragons вживую.
- Как тебе выступалось вчера? Клуб был заполнен доверху, люди танцевали, как перед тобой, так и сзади...
- Всё прошло отлично. Но те, люди, что танцевали позади меня... По началу я просто не заметил их. Я привык играть со спущенными на лицо волосами (Джеймс изображает свою типичную прическу), так что когда я на сцене, я как-будто нахожусь в своем собственном замкнутом мире. И вот, проиграв большую половину моего сета, я замечаю, что и за спиной у меня тоже толпа танцующих людей. Вау!
- Как именно ты выбираешь треки во время сетов? Что влияет на твое решение?
- В большинстве случаев я стараюсь узнавать какие-то истории о людях в клубе, интересуюсь тем, какая музыка подходит им больше, как они относятся к определенным трекам. Всё смешано. Возможно, кто-то даже догадывается наперед, что именно я буду играть... Ха, круто! Я только что установил Shazam (приложение, распознающее проигрываемый трек) на свой телефон (смеется).
- Как тебе выступалось вчера? Клуб был заполнен доверху, люди танцевали, как перед тобой, так и сзади...
- Всё прошло отлично. Но те, люди, что танцевали позади меня... По началу я просто не заметил их. Я привык играть со спущенными на лицо волосами (Джеймс изображает свою типичную прическу), так что когда я на сцене, я как-будто нахожусь в своем собственном замкнутом мире. И вот, проиграв большую половину моего сета, я замечаю, что и за спиной у меня тоже толпа танцующих людей. Вау!
- Как именно ты выбираешь треки во время сетов? Что влияет на твое решение?
- В большинстве случаев я стараюсь узнавать какие-то истории о людях в клубе, интересуюсь тем, какая музыка подходит им больше, как они относятся к определенным трекам. Всё смешано. Возможно, кто-то даже догадывается наперед, что именно я буду играть... Ха, круто! Я только что установил Shazam (приложение, распознающее проигрываемый трек) на свой телефон (смеется).
Холден - настоящий диджей, у него даже вертушки есть
DJ Koze - Mrs Bojangles
Это DJ Koze. А что за трек?
- Mrs. Bojangles.
- Да, мне он нравится. Один из моих любимцев.
- Как музыкант, или как человек?
- И то, и другое. Он хороший человек по той же причине, по которой является хорошим музыкантом. Он странный, полон сюрпризов, сильный, волевой, знает о чем думает. И его музыка не менее странная. Не будь она такой, она, пожалуй, была бы никуда не годной. Всё звучит так, словно он дурачится, играет с разными вещами. Слегка по детски, наверное. Мне нравится его манера работы с питчем. Он очень свободно себя ощущает в аранжировках. Мне кажется, что он, скорее всего пишет музыку также, как и я - создает лайв-импровизацию минут на пятнадцать, потом выбирает самый хороший бит где-то из середины и строит вокруг него трек.
- Похоже на группу, которая джемит вживую.
- Ловить момент - совсем не то же самое, что пытаться воссоздать его. Воспроизвести, словно ты его уже слышал.
- Так ты постоянно используешь этот способ в работе?
- Особенно сейчас, когда у меня стало намного больше аппаратуры. Я не рисовал автоматическую огибающую мышью уже примерно года три и это здорово.
- Получается, что во время таких джемов ты ловишь момент число случайно, благодаря совпадению?
- Обычно да, в начале импровизации в моей голове совсем нет никаких набросков. Хотя иногда у меня появляются идеи вроде “применить синт по такому-то типу” или “сделать инструмент, который ведет себя таким-то образом” и попробовать что-нибудь записать с ними. Но музыка - это всегда то, что получается в итоге. Когда ты пишешь ее, ты не фиксируешь внимание на таких деталях. У тебя есть определенные настройки, лупы, сэмплы, но может быть что угодно. В процессе превращения всех этих составляющих в финальные семь минут музыки я чувствую естественность происходящего. Вот, взять песню Kozе, которая сейчас играет. Что-то подобное происходит и в его студии. Он не берет свою мышь в руки с циничным планом выпустить какой-то глюк с белым шумом, он просто играет это. Хотя, задумка этого хода могла родиться у него заблаговременно, общая структура, которую ты слышишь, ее форма, подъемы и падения - вот самая важная часть танцевальной музыки. И она рождается в процессе.
- Для того, чтобы проникнуться чьей-либо музыкой, ты обязательно должен знать его, как человека, как вот, к примеру, с DJ Koze?
- Ха-ха, знаешь, иногда бывает, что лучше вообще не знать некоторых людей. По крайней мере, после знакомства с ними пропадает завеса таинственности, а это в некотором роде разочаровывает меня.
Музыка Джеймса - истинное плющенье
Harmonia - Veterano
- Либо это Harmonia, либо... другая группа с тем же составом?
- Это Harmonia.
- (Джеймс фокусируется на музыке) А что за песня?
- Veterano.
- Забавно. Прошлой ночью Jorn (Liefdeshuis, основатель Bar Weinig) сказал мне, что ему совсем не нравится краутрок. Я не понимаю, как такая музыка может кому-либо не нравиться? Лично я ее могу слушать в любое время. Могу танцевать под нее, могу радоваться, водить машину, спать, готовить еду... Это отличная, успокаивающая музыка, утопическая даже. Есть много причин моей страсти к ней. Да и писать что-то подобное - одно удовольствие.
- Но этой песне, кажется, недостает структурированности...
- В ней есть структура, она не обязательно должна быть очевидной. И мне кажется, что как раз в этом треке воплотилось всё то, за что я люблю краутрок и просто терпеть не могу прямое техно. Поэтому Harmonia так вдохновляюще на меня действует, но также и благодаря тому, как элегантно смешаны все ее элементы. То, что удалось этим парням, сложно повторить даже сейчас, со всем нашим волшебным оборудованием, а ведь они писали свою музыку в 60-70-ых годах.
В моем рюкзаке с дисками практически не найдется записей, имеющих традиционное диджейское вступление. Худшее, что существует в танцевальной музыке - слушать “туц-туц-туц” по две минуты.
- Для меня этот трек Harmonia вполне танцевальный. Но он сильно отличается от того настроения, которое преобладает сейчас в клубной музыке. По сравнению с ней Harmonia звучит пасторально.
- Ты не задумываешься иногда о том, что участвуешь в битве, в которой невозможно выиграть? Или, может быть, это больше походит на пребывание на острове?
- Скорее второе... Да, остров - куда более подходящее описания для этого. Мне никогда не казалось, что я с кем-то сражаюсь. Хотя иногда мне нравится троллить людей, говоря им, к примеру, что техно - тупое (я имею в виду прямое техно). Но это не касается тех людей, которые пишут техно, я вовсе не хочу сказать, что они тупые. Особенно сейчас, когда техно-сцена движется к дип-хаусу. Всё это лишь потому, что я пресытился подобной музыкой.
- Ты на этом острове один? Или со своим лейблом?
- Я бы сказал, что со мной часть лейбла. Но я также ощущаю, что к нам присоединяется все больше людей, особенно британские электронщики. Вчера Гемма встречалась с одним из участников Fuck Buttons и он играл практически те же треки, что обычно играем я или Киран (Kieran Hebden / Four Tet). Так что движение действительно зарождается и хорошо, что оно не связано с каким-нибудь Loco Dice или чем-то похожим.
Многие думают, что на этом фото за спиной музыканта пролетело НЛО
Детство супергероя
- В семь лет Холден силой мысли мог включать бытовые электроприборы.
- В девять он играл одновременно на трех роялях и арфе.
- В одинадцать подключился к компьютеру и загрузил в свой мозг Cubase.
- В четырнадцать с помощью высокочастотных вибраций создал над Британией силовое поле для защиты от пришельцев.
- В девятнадцать выпустил свой первый сингл.
- В двадцать три изменил мир электронной музыки.
- Ухты! Это же Lucky Dragons, да? Очень их люблю, для меня это просто лучшая группа. Ты видел их вживую? Обязательно сходи, если они приедут когда-нибудь в Голландию. Они садятся посреди площадки, обложившись сценическим оборудованием, а потом раздают толпе самодельные инструменты! Это на самом деле социальная музыка. И звучание у них такое хорошее - я часто слушаю их в машине, когда со мной едет кто-то, кому нравится танцевальная электроника и, как правило, все они как один говорят “да это же худшая музыка, какую я когда-либо слышал”. Я не понимаю таких людей, для меня эта музыка - танцевальная.
- А в клубе их треки стал бы играть?
- Их записи есть у меня на ноутбуке, но всё руки не доходят, чтобы прожечь диск. Хотя, я подумываю переключиться на Traktor, это облегчит мне работу. Не придется нарезать десятки тысяч дисков.
- Использование Traktor как-то отразится на твоих сетах?
- Пожалуй, да. По крайней мере, мне интересно попробовать. Хотя, возможно, через год я лишусь работы! (смеется)
- Traktor дает возможность играть определенные лупы, которые ты закончил несколькими днями ранее. Как ты относишься к такой перспективе - играть музыку, которую не успел довести до ума?
- Прежде, чем играть ее в клубе, нужно прочувствовать, что она, хотя бы, имеет правильную общую форму. Мне нравится идея того, что Ableton и Traktor можно синхронизировать, чтобы выполнять одинаковые задачи. Но я не стал бы обсуждать свои будущие планы. Я занимаюсь музыкой уже долгие годы, а успел сделать самую малость.
Я вспоминаю случай, когда получил демку от Wesley Matsell. Два часа шума. Мы с Геммой застыли посреди комнаты, слушая его запись от начала и до конца.
- Мне кажется, люди уже устали спрашивать меня. Да я и не забочусь особо о каком-то давлении. В прошлом году у меня были дела на личном фронте, но ведь это жизнь, правда? В этом году всё хорошо, я написал две песни... Да, я написал две песни, можете успокоиться.
- Когда ты диджеишь, ты часто позволяешь себе играть любимые записи, или заботишься о том, чтобы не терять контакт с публикой?
- По крайней мере, нужно соблюдать баланс. Я же не законченый осел? Не нужно отчуждать людей. Если им нравится Margot, зачем отталкивать их, десять минут играя Lucky Dragons или Harmonia? Лучше дать им возможность насладиться тем, что интересно для них. Люди заплатили деньги, чтобы удовлетворить свои потребности, а я не меньше их заинтересован в том, чтобы все хорошо провели свое время.
Холден живет на окраине Лондона, где все ходят в таких свитерах
- Получается, что в твоих сетах материал, который нравится тебе всегда балансирует с музыкой, которая заставляет людей радоваться?
- Мне нравится поддерживать энергетику на танцполе. Хотя, думаю, это тяжело. Особенно, когда ты... трудный.
- Ты считаешь себя трудным?
- Ну, точнее сказать “своенравным”. По крайней мере, мудрым по отношению к музыке. Я просто делаю то, что мне нравится и не слишком парюсь по этому поводу. Если кому-то это не нравится, всегда найдется еще что-то во мне, что может не понравиться им, а я в свою очередь могу найти аналогичные качества в них.
- Насколько для тебя важна техническая сторона диджеинга?
- Как мне самому кажется, хотя, может быть, я и ошибаюсь, сейчас я играю более интересную и менее прямую музыку. Я могу сводить самые разные треки, сочетать их, даже если у них нет интро или аутро. В моем рюкзаке с дисками практически не найдется записей с традиционным диджейским вступлением. Это ведь худшее, что существует в танцевальной музыке - слушать “туц-туц-туц” по две минуты. Никогда не находил в этом особого удовольствия, даже когда мне было 16 и я слушал дип-хаус и гоа-транс.
- Ты говорил, что не можешь играть Lucky Dragons, чтобы не отчуждаться от публики. А хотел бы выступать перед людьми, которые в теме и слушают Lucky Dragons?
- Ладно, я заберу свои слова назад. Я не думаю, что Lucky Dragons могут кого-нибудь отчуждать, если подать их правильно. Но ты никогда не будешь играть только свои любимые треки, разве что ты играешь чисто для себя. В Лондоне часто проходят хорошие вечеринки с музыкой в стиле shoe-gaze, я играю на них, но все равно, у разных людей разные перспективы.
Я не рисовал автоматическую огибающую мышью уже примерно три года и это здорово.
- Демо-записи, покупки в магазинах звукозаписи... Пожалуй, это всё.
- Что, в самом деле, всё еще ходишь копаться в шкафах с компактами?
- Да, я предпочитаю покупать музыку в магазинах. На Битпорте не найти ничего хорошего. У каждого есть прямой выход из Аблетона, абсолютно без никакой фильтрации ведущий на Битпорт. А мне на самом деле нравится покупать диски и пластинки. Множество людей, которые создают действительно качественную музыку - фанаты винила, вряд ли вы где-то найдете их записи в mp3.
- Ну а что насчет демо-записей. Думаю, ими тебя просто заваливают.
У нас дома есть эти большие шкафы от Ikea, доверху забитые дисками. Примерно такой высоты (Джеймс показывает уровень - примерно метр от пола), и все они до сих пор непрослушаны. Гемма очень старалась, но безуспешно. К тому же, в этом деле важна строгая организация - если не поторопишься с ответом, получишь очередную копию того же диска.
- А что бывает, если внезапно натыкаешься на что-то очень хорошее?
- Я вспоминаю случай, когда получил демку от Wesley Matsell. Два часа шума. Мы с Геммой застыли посреди комнаты, слушая его запись от начала и до конца. Это действительно разорвало нас на части, просто невероятные звуки! Лучшие части мы отобрали для его пластинки (Diffusion72, B-сайд Bernwerk). Ну а про шкафы - конечно, нам попадается и хорошая музыка, но чаще всего - это кавер-версии The Sky Was Pink, раз в десять худшие по исполнению. Жалеешь, что решил послушать.
Если ошибиться хоть с одним рычажком, вместо крутого Caribou заиграет Киркоров
Stephan Bodzin - Liebe Ist...
- А, я понял, на что ты намекаешь. Смотри, я совсем не заинтересован в том, чтобы поливать Бодзина грязью (трек доходит до кульминационной части), но разве это не отвратительно? Скопировать чужой трек - почти то же самое, что увести у кого-то девушку. К тому же, если трек внаглую содран, а ты рассказываешь всем о том, как тебя вдохновляет всё вокруг. Меня попросили сделать ремикс для Стефана, так что я взялся за прослушивание его дискографии и нашел релиз, который вточности повторял Some Polyphony Питтера. Меня это просто из себя вывело. Да ни за что я не стану делать ремикс для человека, который позволяет себе подобное по отношению к моим друзьям.
Autechre - Gantz Graf
(Джеймс выстукивает ритм) А это что? Autechre? Всегда думаю “ухты, как круто”, когда что-то подобное попадается при рэндомном прослушивании.
- Рэндомном прослушивании?
- У нас дома сервер, на котором буквально тонны музыки. Всё время что-то играет. Сразу, как только просыпаемся - включаем его. Большая часть треков - это старый материал, но всё равно, царит полный хаос. Попадаются и непрослушанные демо-записи и мои сеты, которые мне присылают и какая-то вообще страшная музыка...
- Думаю, ты сразу же переключаешь на следующий трек?
- Вообще, да, но Гемма настаивает на уважении к рэндомному прослушиванию, так что мне не всегда удается переключить, ха-ха. С другой стороны, когда у тебя так много музыки, иногда тебе попадается старый трек, чьей красоты ты раньше просто не замечал.
- А что делаешь, когда выпадают сеты, которые ты играл в клубе?
- Я не большой любитель слушать свои сеты повторно. Единственный, который мне нравится - это Pixel (сет, который Джеймс играл в закрытом сейчас Club 11 в декабре 2007). Весь первый час состоит из той музыки, которую я люблю слушать дома. Честно, не вижу никакого смысла в том, чтобы записывать диджей-сеты. Единственная причина, которую я могу понять - они помогают людям открывать новую музыку. Но все эти съемки видео на камеры телефонов, заливка их на YouTube... Я никогда даже фотографий для себя в клубах не делал.
- Красиво!
James Holden - Nothing
- Мне кажется, я знаю этот трек (смеется).
- Сколько времени прошло с тех пор, как ты его слушал в последний раз?
- Да всего-то пару недель. Киран играл его в своем сете как раз перед моим выступлением.
- Все еще гордишься этой песней?
- А то! Мне нравится мелодия, правда вступление сейчас мне кажется скучноватым. Но это было пожеланием лейбла (Loaded Records). Когда я отослал им готовую версию, они пожелали продлить интро. Знаешь, мне не стыдно сейчас за свои трансовые записи. К примеру, Horizons… Я все еще могу слушать его.
- Ты, наверное, гордишься всей своей музыкой?
- С The Sky Was Pink всё совсем по другому. После всех этих копий оригинал сейчас мною практически не воспринимается.
Иногда друзья дразнят его "Холли-Долли"
Восхитительно, да? Рикардо спешил поскорее издать ее, ведь он написал эту песню уже достаточно давно. Но я никогда не выпускаю музыку в спешке и ему пришлось издать ее на Traum. Скорее всего, это было правильным решением.
- Наверное здорово делать подобные вещи бескорыстно. Ведь этот трек был бы удачей и для твоего собственного лейбла.
- Более важно то, что хорошо для самих исполнителей.
Ricardo Villalobos - Fizheuer Zieheuer
- Хаха, нам придется слушать этот трек полностью? (он длится 37 минут) Не пойми меня неправильно, Виллалобос очень хорош, у него превосходные ритмы. Ты никогда не устаешь его слушать, хотя если перемотать минут на десять вперед - услышишь практически то же самое. Всё дело в опыте слушателя.
У нас дома сервер, на котором буквально тонны музыки. Всё время что-то играет. Включаем его сразу, как только просыпаемся.
Да, я думал об этом. Давай посмотрим, что у меня интересного... Как тебе Gold Panda?
(Джеймс просматривает папки на своем ноутбуке, который может быть чем-угодно, но точно не Macbook).
- Возможно, стоит запустить рэндомное прослушивание? Представь, что ты только что проснулся.
- Да, будет весело.
Из колонок раздается типичное для техно вступление.
- (слегка пристыжено) Наверное, это трек, который я пока еще не успел удалить...
Не знаю даже, что и поставить. Все мои треки рассортированы по темпу и тональности, сложно что-то выбрать... Вот скажи любую букву...
- Я вижу перед собой М (указываю на карту, лежащую на столе). Это знак, наверное!
- Нет, погоди, отключи пока диктофон, я поставлю тебе что-то интересное.
Играет неизданный и пока что безымянный трек Джеймса.
- Круто! Может быть потому, что он все еще звучит в моей голове, но создается ощущение, что это трек Тони Конрада.
- Хочешь сказать, что это копия?
- Да нет, совсем нет. Ты боишься копирования?
- Да. Большую часть времени,
работая над треком я боюсь того, что он окажется похожим на что-то еще.
В свободное время Холден учит курицу играть
Играет неизданный трек Margot.
- Это Margot, они совсем недавно
стали резидентами нашего лейбла. Звучит очень трансово и меланхолично, это создает ощущение честности и беззащитности их музыки. Я рад, что мы нашли их.
- Слегка напоминает Arp...
- Да, а еще мне это кажется
похожим на один из релизов Pom Pom. Подожди-подожди, сейчас появится вокал.
Вокальная линия в этой песне - одна из самых красивых, которую я когда-либо
слышал. И это со скоростью 100 ударов в минуту.
- Думаешь, для клубов эта песня
слишком медленна?
- У меня пока еще не было
возможности проверить. Но опять же, Traktor сможет облегчить задачу.
Что в новом году нам стоит ждать
от твоего лейбла?
Ну, Люк чем-то занят сейчас,
Натан работает, Avus еще и...
И ты?
- Может быть и я. По крайней мере
в этом году я собираюсь выпустить сингл, может быть и еще что-нибудь.
- Тот материал, что ты
обкатываешь в клубах?
- Сейчас у меня есть один трек,
которым я полностью доволен. Я играл его в клубах несколько раз, но никто так и
не сказал “это безусловно его новая работа”. Обычно догадки слушателей неверны.
Мне на самом деле нравится покупать диски и пластинки. Множество людей, которые создают действительно качественную музыку - фанаты винила, вряд ли вы где-то найдете их записи в mp3.
- Об этой практике - играть
неизданные треки. Действительно так важно, проверять, нравится ли людям музыка
перед релизом? Это влияет на твое окончательное решение?
- Ха-ха! Ну, не совсем. Если
музыка мне нравится, я ее выпущу, не смотря ни на что. Знаешь, худшая музыка,
которую ты только можешь себе представить - и та сработает на танцполе. Хорошая
реакция публики еще не значит, что музыка тоже хорошая. Скорее даже наоборот -
большинство треков, которые нравятся мне, не получают достойной реакции и тогда
я думаю - это действительно то, что надо. В любом случае, среди публики
найдется человек-другой, который наслаждается ими, точно так же, как я.
- Ты не рассматривал себя в роли лайв-артиста, а не только диджея, путешествующего по клубам мира? Когда ты рассказывал о том, как сильно тебе нравятся Lucky Dragons, да и вообще, когда ты говоришь о музыке, я практически представляю тебя среди этих артистов - импровизирующих с кучей инструментов и оборудования.
- (смеется) Да, я очень
претенциозный техно-диджей.
- Так что, можем ли мы ждать
появления группы, с джемящими на одной сцене Натаном Фейком и Люком Эбботтом?
- Я вообще не представляю нас
троих, играющих вживую, хотя бы потому, что никто из нас раньше не делал ничего
подобного. Это слегка пугает. Но с другой стороны, то, что делает Four Tet - на
самом деле круто. Так что, возможно, когда я напишу так же много музыки, как и
он, мы поговорим об этом...
- Кто из современных музыкантов
оказывает на тебя хорошее впечатление?
- Большинство музыкантов, которые
производят хорошее впечатление - это выходцы из Border Community. Но это больше
похоже на...
- ...секрет фирмы?
- (улыбаясь) Когда ты ожидаешь
выхода нового трека, лучше всего даже не знать его названия. Ведь эти записи,
они взяты из моментов в клубах, когда человек хочет погрузиться в новую музыку.
Но если у меня нет четкой даты релиза, я не хочу, чтобы все вокруг постоянно
чего-то от меня ждали. Это вызывает только раздражение и неприятности. Лучше
всего сфокусировать внимание на той музыке, которую можешь купить прямо сейчас.
Не стоит быть слишком высокомерным по отношению ко всей новой музыке.
- В прошлом ты уже записывал
несколько миксованных компиляций. Для Balance, к примеру, или At the Controls. Стоит ли
ожидать чего-то подобного в ближайшем будущем?
- В мае этого года я собираюсь
выпустить компиляцию в рамках серии DJ Kicks. Только недавно закончил отбирать
треки для нее. Если сравнивать с моими клубными сетами, она получится более
дикой и свободной. Может быть, даже и песня Lucky Dragons затесалась в ее
треклисте, я уже точно и не припомню, ха-ха.
- Она удивит людей?
- Ну, если люди уделяли мне
внимание в последние пару лет, это не будет сюрпризом для них.
0 коммент.:
Отправить комментарий