Нет, наверное, во всех обитаемых мирах такого фаната электронной музыки, который не ждал бы нового альбома Жана-Мишеля Жарра. Но вот уже который год отец всех синтезаторов откладывает его выход, предлагая слушателям сначала отмастеренную версию Oxygene и сборник раритетов, а потом - дружескую компиляцию для лейбла Infine. О ней, как о самом свежем релизе Жарра, и пойдет речь ниже.
- Можете рассказать, как возникла идея компиляции для InFiné?
- Этот концепт берет начало в моем родном городе. Как и у меня, у InFiné лионские корни - многие музыканты лейбла родом из этой же части Франции. С некоторыми из них я повстречался на фестивале Nuits Sonores в прошлом году в Лионе, у нас был особый вечер, когда они представляли на сцене собственные прочтения моих работ. Когда InFiné решили отметить десятилетний юбилей с помощью компиляции, они предложили мне прошерстить свой каталог и отобрать треки для нее.
- Ну и как прошла работа?
- Я прослушал множество самых разных треков и попытался выстроить что-то вроде путешествия, используя звуки и музыкантов, которые отлично сочетались между собой. Так как InFiné - довольно разноплановый лейбл - здесь представлены музыканты из самых разных жанровых миров - было важной задачей придать компиляции некое ощущение направления. Сборники вроде этого всегда субъективны, окончательное решение определяется не тем, какой трек лучше другого, а какой из них полнее отражает мои собственные вкусы.
- Как развивалось ощущение направления, о котором вы говорите?
- Одна из причин, почему InFiné так важен для меня - многие музыканты лейбла вдохновлялись моей собственной музыкой. Я отобрал те треки, в которых почувствовал некую близость к ней. Первый трек [Oxia - Exaila] мог бы даже сойти за вступление одного из моих альбомов - это короткая пьеса и, мне кажется, она отлично подходит, чтобы открыть дверь в компиляцию. Следом идет Murcof - Como Quisiera Decirte. Я уже долго восхищаюсь творчеством этого парня, временами оно очень близко к тому материалу, который я писал, когда учился с Pierre Schaeffer в музыкальной студии в Париже и мы экспериментировали с абстрактным звуковым дизайном. Чем я по настоящему наслаждаюсь в творческом подходе Murcof - тем, что он смешивает экспериментальность со штрихами латино. Меня всегда интересовала идея смешения испанского и итальянского саундтреков, попытка воссоздать в музыке атмосферу таких людей, как Альмодавар или Фелини. Como Quisiera Decirte показался мне довольно запоминающимся. У него мексиканский привкус, но все равно, это электроника. Мне нравится такое смешение, гибридное ощущение между двумя разными мирами.
Жарр вошел в раж
Дела семейные
- Папа Жана-Мишеля прославился, как кинокомпозитор и даже получил три Оскара.
- Брат Жана-Мишеля - киношник не в меньшей степени, он сценарист первых частей Рэмбо и Мумии.
- Дедушка Жана-Мишеля был тем самым изобретателем, который собрал для Лионского радио один из первых аудиомикшеров. А еще он подарил внуку пишущий кассетник на Новый Год.
- Мама Жана-Мишеля принимала участие в Движении Сопротивления во время войны. Она выжила в немецком концлагере.
- Прабабушка Жана-Мишеля родом из России.
- На кого еще из артистов, принявших участие в этой компиляции, вы обратили особое внимание?
- Rone - хороший исполнитель, у него интересное звучание. Проблема современной электронной музыки в том, что вы все чаще слышите интересный трек, но не можете определить, кому он принадлежит и имеет ли он конкретный стиль. Даже если он хорош и нравится вам. Но не в случае Rone или, к примеру, Agoria и некоторых других музыкантов, представленых в компиляции - у них ясно ощущается собственный звуковой мир. А это редкость в наше время.
- А если взять более широко, каких современных музыкантов вы слушаете?
- Я слушаю много разной музыки. Мне очень нравятся работы Zomby, в последние два года я слушал много его треков. Еще Actress - его стиль я оценил только недавно. К тому же, во Франции много признанных электронных исполнителей - это Air, Vitalic, M83, Justice или Sébastien Tellier. По факту, я только что вернулся с совместной студийной сессии с Себастьяном - мы вместе работаем над треком. Еще мне нравятся Fuck Buttons. Когда я впервые их услышал, то сразу понял - их звучание особое и уникальное. Эти ребята выстраивают перед слушателем стену из звука, туман из аудио с техно-битом, потерянным в дыме. Очень газообразное звучание. Мне нравится их направление и альбом Olympians был очень хорошим.
- Как много времени в неделю у вас уходит на работу в студии?
- Стараюсь бывать там как можно чаще, но времени никогда не хватает. Постоянно находятся другие дела. Я мечтаю о том, чтобы как писатель, выделять по четыре или пять часов в день на работу в студии, но не получается. Даже не знаю, почему. Я работоголик, правда, лишь на коротких дистанциях - иду в студию и могу проработать без перерыва три или четыре дня, но потом останавливаюсь и возвращаюсь только через неделю, если не больше. Так что, идеальный для меня график - три-четыре дня работы и столько же дней отдыха.
Не удивительно, что студийная работа так выматывает
- В одном из интервью, я читал, что в студии вы ощущаете себя скорее художником, чем продюсером. Художником, который смешивает свет и цвет, экспериментирует с текстурами. Вы ощущаете то же самое сейчас, когда не проводите в студии так много времени?
- Да, и даже больше, чем обычно. Я думаю, в этом вся красота электронной музыки. Я много рисовал, когда был студентом, я даже колебался в выборе карьеры между музыкой и рисованием. Только спустя годы после того, как я столкнулся с электронными инструментами, осцилляторами и различными странными машинами, я понял, что смешивать цвета и смешивать звуковые частоты - фактически то же самое. Ты - ремесленник, художник, который смешивает цвета и текстуры. Для меня электронная музыка близка к абстрактной живописи, она полностью основывается на текстурах, формах, цветах и контрастах. Сегодня мне нравится сочетать аналоговые синтезаторы с чисто цифровыми элементами. Мне кажется, что эта комбинация на самом деле является отражением нашего общества, ведь мы больше не аналоговые, но продолжаем сопротивляться тому, чтобы уйти в виртуальный, цифровой мир. Думаю, это хорошо, что мы можем смешивать оба мира.
Для меня электронная музыка близка к абстрактной живописи, она полностью основывается на текстурах, формах, цветах и контрастах.
- Как изменился ваш студийный набор за эти годы?
- Годами я коллекционировал различные синтезаторы. Многие из них аналоговые и имеют уникальное для меня звучание - как модульные Moog, Minimoog и Memorymoog или большие модульные вроде ARP 2500, ARP 2600, [EMS] VCS3 и AKS, если учитывать также и первые аналоговые синтезаторы. В одно время люди были мастерами, у каждого из них был особый секрет, навыки, которые нужно было выучить. Так было с акустическими инструментами, это же справедливо и для электронных - есть вещи, которые невозможно воспроизвести. Даже новые Moog или электрогитара Fender сегодня могут выдавать отличный звук, но он ни в какое сравнение не идут с винтажными инструментами. Новый Moog Voyager и все эти разнообразные современные синтезаторы замечательны, но в некотором смысле они укрощены. Да, у них много хороших качеств, но им не сравниться с оригинальным Minimoog, в звуке которого была текстура и неукрощенное чувство. Питч был непостоянным, у вас возникали проблемы… это создавало случайности, а случайности в музыке всегда восхитительны.
Однажды его даже пытались похитить пришельцы
- Когда вы только начинали, сама идея работы в сфере электронной музыки была экспериментом и авантюрой. Сейчас же, кажется, что большинство людей, которые пишут электронику, скорее оглядываются назад, чем смотрят вперед. Вы согласны?
- Думаю, это хорошо описывает не только электронную музыку, но и наше общество в целом. По множеству причин мы все еще стоим в начале XXI века - мне кажется, мы немного боимся будущего и поэтому оглядываемся назад. Отчасти это связано с тем фактом, что в течение долгого времени мы относились к 2000 году, как к последнему рубежу. Люди 60-ых, 70-ых, 80-ых, в кино, в литературе, в музыке, да где угодно - имели свое видение будущего и считали, что после 2000 всё изменится. Вы знаете, машины начнут летать, а мы будем проводить праздники на Луне. Потом пришел 2000 год и не случилось ничего особенного. В каком-то смысле мы потеряли наше видение будущего и мне кажется, что сейчас мы должны его пересоздать. А помочь нам в этом должна электронная музыка. Но сегодняшнее ее состояние - знак времени: люди оглядываются назад и относятся к повседневной жизни по старому. Говоря это, я думаю, что технически, цифровые инструменты вроде Animoog для iPad по настоящему могут привнести что-то новое. Довольно долгое время у нас не было качества, соответствующего цифровой эре, всё было шероховатым. У нас был лоу-фай мир, не только в звуке, но и визуале. Перемены начали происходить только в последние три или четыре года, ведь мы заново вошли в мир высокой четкости звука и это многое должно изменить в той музыке, которую мы выпустим за последующие годы.
В каком-то смысле мы потеряли наше видение будущего и мне кажется, что сейчас мы должны его пересоздать.
- Какого рода влияние по вашему в частности окажет эта сфера высокого качества музыки?
- Люди перестанут чрезмерно беспокоиться о максимальном качестве и, как парадокс - о деградации предельного качества. Мы получим более интуитивный подход к звуку - вроде того, который устоялся в случае электрогитар или аналоговых синтезаторов. Когда вы работаете с Moog или электрогитарой через ампер, к примеру, вы даже не задумываетесь о техническом аспекте звука, речь идет больше о музыкальном аспекте. Мне кажется, что целая индустрия сейчас подвержена этому влиянию, многие продюсеры обеспокоены попытками прогрессировать в рамках качества звука, но больше похоже, что они попадают в паутину “гаджета недели”, чем по настоящему овладевают инструментом.
Я думаю, следующий наш шаг - не идти назад, но восстановить ту идею, что когда ты хочешь по настоящему играть на гитаре, виолончели или пианино - это потребует времени. Технологии позволили многим людям считать, что можно сделать пристойный трек, используя инструменты, которые вы изучили неделю назад, что, очевидно, не так. Уже долгое время выходит музыка, которая не является плохой, но и не хорошей: она не является личной или хотя бы отчасти уникальной. На каждый драгоценный камень приходится тысяча обычных, не представляющих из себя ничего особенного. Мне кажется, это изменится. Придет новое поколение музыкантов без технологического комплекса. Дети, которые ближе цифровой эре.
Всего-лишь типичный концерт Жарра
- Раз уж заговорили о новом поколении - недавно я читал статью, где упоминалось, что вы, возможно, откроете Академию электронной музыки в Лондоне. Можете рассказать поподробнее?
- Это проект, который мне предложили в рамках разработки Теч-Сити в Восточном Лондоне. Он станет частью нового цифрового мультимедийного центра. Главная идея заключается в том, чтобы получить школу, которая даст людям возможность приобщаться к электронной музыке с самых разных направлений. Вы можете использовать полностью аналоговый набор из кассетных машин, в соответствии с методами 50-ых годов, аналоговые инструменты 70-80-ых или подход, основанный на цифровых технологиях. Я надеюсь, что это станет лучшим способом подготовки к завтрашнему дню, к дематериализованному отношению к музыке. Вторая цель академии - заручиться поддержкой опытных электронных композиторов и предложить им особую среду, где они, используя собственные знания и средства академии, смогут работать в английских школах. Третья цель - создать онлайн-представительство Академии, которое позволило бы людям коллективно работать над одной и той же пьесой в удаленном режиме. Представьте, что у вас есть демо-запись и люди могут дополнять ее онлайн, могут сотрудничать, работать сообща над коллективной пьесой.
- И насколько продвинулись эти планы?
- Идея Академии обсуждалась с людьми, которые занимаются разработкой Теч-Сити. Я говорил с ними недавно о моем концепте и проект, как мне кажется, их увлек. Сама идея витала вокруг довольно давно. Два года назад я проводил концерт под открытым небом в доках восточного Лондона. Это первое большое культурное мероприятие, проведенное в этой части города, на площади, которая прошла через сложные времена. После концерта я обсуждал идею создания Академии с властями. Так что она прошла долгий путь до сегодняшнего момента. Очевидно, что школа или академия должна активно вовлечь местное сообщество. Вот благодаря чему работают проекты, подобные этому - нужно и международное, и местное сотрудничество, связи с локальным сообществом. Это важно для меня.
- Над чем еще вы работаете в данный момент. Нет ли в планах нового альбома?
- Фактически, я как раз работаю над двумя альбомными проектами. Первый - сольный альбом, который особенен тем, что в его запись вовлечены несколько гитар, второй будет более коллаборативным. Пока что я в середине процесса и надеюсь, что закончу к лету, а к концу года он уже выйдет.
Источник: Resident Advisor
Источник: Resident Advisor
0 коммент.:
Отправить комментарий